“Управлять спа-объектом нужно так же, как и крупным заводом”— и это без преувеличения так. Выбор правильного помещения, получение разрешений на работу спа, поиск проверенных поставщиков, контроль безопасности и санитарных норм — малая часть вопросов, которые предстоит решить собственнику и спа-менеджеру.
В статье разбираем самые важные шаги открытия спа-центра: от выбора концепции и формирования бюджета до документации и работы с подрядчиками. Обо всем рассказала Елена Рейзентул — преподаватель курса SWISSAM “Профессиональное управление спа-комплексом”, создатель концепции проекта Carelica eco spa (спа-комплекса в отеле Hilton St.Petersburg Expoforum), генеральный директор и соинвестор камерного отеля в центре Москвы MYS boutique hotel 5*.
Очень важно на всех этапах подготовки проекта думать о том, насколько в дальнейшем он будет удобен для работы предприятия.
Необходимо выстраивать четкие процессы взаимодействия отельных служб и департаментов спа. Важно учитывать очень многое:
- интеграция программного обеспечения, чтобы гости могли записать спа-услуги на номер;
- создание единых HR-процессов, чтобы не возникало противодействия между персоналом;
- выстраивание внутренней маркетинговой стратегии и т.д.
По размеру предприятия спа можно разделить на категории:
- кабинет
- салон
- центр
- комплекс
Размер помещения определяет набор услуг, количество кабинетов, банных пространств, бассейна и различной инфраструктуры.
Если мы имеем в виду форму организации процессов, то спа бывают:
- самостоятельным предприятием;
- частью отеля, санатория, фитнес-комплекса или даже салона красоты.
А если мы говорим о концепции спа — тут все зависит от фантазии собственника или автора идеи.
- Есть medical спа с программами оздоровления и лечения;
- Спа, ориентированные на отдых и восстановление;
- Спа healing направления, которое направлено на комплексное исцеление тела и души;
- Спа, в концепции которых — национальная идея. Например, восточная, балийская, тайская, скандинавская, алтайская или сибирская.
В первую очередь, спа — это сфера услуг, к которой применяются определенные требования законодательства. Часть спа-услуг относится к медицинским и подлежит лицензированию, часть услуг считается бытовыми.
- Наличие бассейна регулируется отдельными документами и требует специальных мер по контролю за качеством и состоянием воды.
- Если у вас есть кафе, то это нормы общепита.
- У косметологии, аппаратных методик — тут также свои правила и нормативы.
- Кроме этого, есть кадровое законодательство, различие в системах налогообложения и это еще не все.
В целом, расходы можно разделить на следующие крупные блоки:
- Расходы на персонал. Сюда входят постоянная и переменная оплата труда, налоги, подбор, питание сотрудников, обучение, диспансеризация, СОУТ, организация досуга и все остальное, что имеет отношение к условиям труда работников. Конечно, я называю статьи в максимальном перечне, их применение зависит от размера предприятия и норм корпоративной культуры.
- Расходы на обслуживание гостей. В т.ч. одноразовые материалы и косметика для предоставления процедур.
- Клининг. Это достаточно большая статья и ее часто выделяют отдельной строкой.
- Расходы на поддержание технического состояния оборудования, инженерных систем и т.д.
- Расходы на маркетинг и рекламу.
- IT-расходы. В них включены покупка и обслуживание программного обеспечения, техники, доступа к Wi-Fi и пр.
- Общие административные расходы. В их числе обслуживание офисных помещений, хоз. расходы, канцтовары, архивное хранение.
- Расходы на плановые и внеплановые ремонтные работы.
- Налоги и амортизация, страхование ответственности предприятия и имущества.
Единых нормативов нет: структура БДР зависит от особенностей учета в организации, требований бухгалтерии и других факторов.
— В спа нет неважных моментов. Но самое главное — это то, что влияет на безопасность гостей и сотрудников:
- Половое покрытие, на котором нельзя поскользнуться;
- Спасатель в зоне бассейна;
- Качественное профессиональное оборудование и косметика;
- Гипоаллергенные средства для прачечной;
- Хорошее питание в служебной столовой и еще много чего, что сделает пребывание гостей и сотрудников на территории вашего предприятия удобным и — самое главное — безопасным.
Как вести безопасный бизнес:
- Выстраивайте долгосрочные взаимоотношения с поставщиками,
- Участвуйте в профессиональных сообществах: обменивайтесь информацией о рынке товаров и услуг с коллегами.
- Используйте современные принципы и методы работы. Проводите конкурентный анализ и тендеры, заключайте договоры и привлекайте юристов для проверки возможных рисков, не соглашайтесь на серые схемы оплаты, даже если вам предлагают хорошую скидку. “Белое” ведение бизнеса позволит вам отстоять свои права в случае, если вы столкнетесь с непорядочным контрагентом.
— Считаю, что управлять спа-объектом нужно так же, как и крупным заводом.