Открытие ресторана — это не только про концепцию, кухню и интерьер, но и про большое количество юридических тонкостей, без соблюдения которых бизнес может не состояться или быстро столкнуться с проблемами. Ошибки на этапе регистрации, отсутствие обязательных документов, нарушения санитарных норм или требований к персоналу — все это может обернуться штрафами, приостановкой деятельности и даже уголовной ответственностью.
В этом интервью вместе с экспертом программы SWISSAM "Менеджмент ресторанного бизнеса" и практикующим юристом в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса Екатериной Семенец подробно разобрали, какие законы обязан знать каждый ресторатор.
Если вы планируете открыть ресторанный бизнес — вам точно будет полезна наша инструкция “Как открыть ресторан”. Она подготовлена совместно с Екатериной Семенец.
В инструкции — о том, как зарегистрировать юрлицо + список обязательных документов для открытия ресторана.
СКАЧАТЬ ИНСТРУКЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ
Если идти от простого к сложному:
- Уголок потребителя — если изменились учредительные документы организации, контактные данные ресторана или проверяющих служб, закон о защите прав потребителей и иные документы, т.е. по мере необходимости;
- Внутренние регламенты и инструкции (локальные нормативные акты организации) — когда меняются должности, технологические процессы и т.д.;
- Различные журналы учета, проведения инструктажей — по мере заполнения;
- Программа производственного контроля и ХАССП — когда меняются внутренние технологические процессы или законодательство;
- Договор аренды помещения ресторана — когда закончился срок действия.
- Лицензия на продажу алкогольной продукции — также при окончании срока действия (выдается максимум на 3 года).
В целом все документы обновляются по мере внесения изменений или корректировок технологических процессов.
Эта цепочка выстроена мной для того, чтобы владельцы бизнеса понимали, что использовать любую музыку в ресторане можно только при:
- условии заключения договоров с РАО и ВОИС
- и ежемесячной оплате в указанные организации за использование результатов интеллектуальной деятельности.
Большая реформа была в 2020-2021 годах в период пандемии. Так, принят новый СанПиН, Новые правила оказания услуг общественного питания, обновились технические регламенты и т.д. В последнее время других значительных изменений не было.
Помимо этого, совсем недавно обновили порядок подачи документов для получения лицензий на продажу алкогольной продукции на предприятиях общественного питания. Сейчас документы подаются в электронном виде без подачи бумажных документов, а также сократился срок выдачи лицензии — до 10 дней.
Минимальный набор законов я бы разделила по видам деятельности:
Для кухни (шеф-повару) нужно знать:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
- ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции.
Для управляющего рестораном (работа с гостями):
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания".
Для владельца:
- Гражданский кодекс РФ,
- Трудовой кодекс РФ.